Беспорядки в Бразилии демонстрируют «эффект Трампа» в действии

Уже во второй раз январь стал особым месяцем, когда население крупной демократической страны подстрекается к насилию в отношении ключевых государственных институтов.

В Бразилии, тысячи сторонников экс-президента Бразилии Жаира Болсонару, который не может смириться со своим незначительным поражением на недавних президентских выборах, штурмовал Конгресс, Верховный суд и президентский дворец Бразилии в воскресенье. Это произошло через неделю после того, как президент Луис Инасиу «Лула» Инаугурация да Силва состоялась 8 января, то есть всего через два дня после 6 января, когда в 2021 году сторонники бывшего президента США Дональда Трампа штурмовали здание Капитолия.

Теперь, помимо этой даты, есть несколько отличий, в том числе тот факт, что Болсонару, по-видимому, бежал во Флориду – то есть он не присутствовал при нападениях – и не подстрекал толпу. К его чести, он действительно осудил бунтовщики публично в Твиттере. Бразильцы также проникли в большее количество зданий, чем их американские коллеги, и Лула уже был официально открыт, когда они это сделали.

По имеющимся данным, полиция быстро восстановил контроль ситуации, и Лула поклялся наказать виновных в этом бессмысленном акте насилия. Он сказал, что ситуация была беспрецедентной, и описал протестующих как «вандалы и фашисты». И он также выступил против соответствующих сил безопасности за их «некомпетентность, недобросовестность или злой умысел» за то, что не помешал бунтовщикам войти в правительственные здания.

Несмотря на то, что некоторые поверхностные детали отличаются, и, конечно, президент отреагировал по-другому, это все еще возвращает нас к беспорядкам в Капитолии в 2021 году, что мы можем назвать «эффектом Трампа». В конце концов, сравнения между бывшим американским нападающим и его бразильским коллегой были налицо. Болсонару был назван «Тропическим Трампом» за его грубую политику правого толка, и у него такой же культ личности, как и у его оранжевого соседа из Флориды.

Как и Трамп, Болсонару чрезмерно разрекламировал своих левых противников, называя их коммунистами и социалистами и обвиняя в радикальном атеизме. Бразильский политик даже сказал, что Лула планировал закрыть церкви (хотя он и делал предложения католической общине), а его сторонники в некоторых случаях умоляли военных вмешаться, чтобы помешать Луле стать президентом, фактически восстановив военную диктатуру Бразилии.

Мало того, что Болсонару похож на Трампа, Бразилия также во многих отношениях похожа на США. Во-первых, Бразилия — глубоко поляризованная страна. Лула выиграл конкурс, набрав 50,9% голосов против 49,1% у действующего президента Жаира Болсонару, что является довольно небольшим отрывом.

Во-вторых, Лула выиграл эти спорные выборы, получив много голосов от людей в центре. И даже если бы он действительно добился этого, не все эти люди проголосовали за его Рабочую партию (ПТ) помимо него. По сути, Либеральная партия Болсонару (ЛП) является крупнейшей в обеих палатах бразильского Конгресса, контролирует ключевые посты губернаторов по всей стране и пользуется широкой поддержкой. Это почти как Республиканская партия США, за исключением того, что болсонаризм сильно — я имею в виду сильно — превзошел результаты опросов по всей стране.

Наконец, еще одно важное сходство между 6 и 8 января — это роль дезинформации. Как указывалось ранее, Болсонару бежал во Флориду после того, как проиграл свою заявку на переизбрание, и не участвовал в официальных церемониях смены караула. Он даже поставил под сомнение законность избирательного процесса в стране, как это сделал Дональд в Вашингтоне.

Перед выборами он заявил, что бразильская система электронного голосования уязвима для мошенничества. И это вызвало целую бразильскую «остановить сделку» движение, даже несмотря на то, что юридический иск лагеря Болсонару был отклонен судом. Дезинформация была безудержной, и масштабные протесты вспыхнул сразу после того, как были подведены итоги выборов, сторонники Болсонару заявили о нарушениях правил выборов.

Вопрос, который теперь поднимает 8 января, заключается в следующем: будем ли мы наблюдать попытки насильственного путча каждый раз, когда выборы идут не по правильному пути в основных демократиях по всему миру? Это уже произошло в Соединенных Штатах, якобы модели мировой демократии, и теперь это произошло в другой большой демократии, Бразилии. Возможно, мы действительно наблюдаем начало «эффекта Трампа», когда глобальные правые были вдохновлены бунтовщиками Капитолия 6 января 2021 года и искренне верят в заговор, который угрожает им и их политическим ценностям.

Это свидетельствует о дальнейшем крахе всей западной системы «демократии», в которую значительная часть населения даже не верит до такой степени, что считает ее нелегитимной. И они придерживаются этой точки зрения настолько сильно, что готовы нарушить закон и рискнуть своей свободой, чтобы что-то с этим сделать.

Оставьте комментарий