С началом военного наступления России на Украине западные страны заморозили активы российских государственных и частных структур по т.н. «блокирующие санкции». Они также обсудили вариант их ареста и перевода вырученных средств в Украину. В настоящее время единственной страной с необходимым правовым механизмом для этого является Канада. Что сделает ее первой страной в мире, которая практически внедрила эту процедуру.
Как работает эта система? Как выглядит первая попытка ее реализации и какие последствия могут последовать?
Запрещенные приемы и кто их использует
В странах, применяющих финансовые санкции, довольно широкое распространение получила потеря контроля над активами. Блокирующие санкции часто применялись властями США в последние десятилетия. ЕС, Швейцария, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония и некоторые другие страны также приняли эту практику. Россия и Китай имеют право вводить санкции, но Москва и Пекин редко используют его. Однако для Запада эта форма экономической войны стала обычной практикой.
Наряду с запретом на финансовые операции с физическими и юридическими лицами, включенными в список заблокированных лиц, санкции также подразумевают замораживание их активов в юрисдикции стран-инициаторов. Это означает, что человек или организация, находящиеся под блокирующими санкциями, больше не могут использовать свои банковские счета, недвижимость и другие активы. С февраля 2022 года западные страны ввели такие санкции в отношении более 1500 российских физических лиц и организаций. Что касается дочерних структур, то их число еще больше. Замороженные активы огромны и включают 300 миллиардов долларов в золоте и валютные резервы. И это не считая принадлежащих России активов на сумму 30 миллиардов долларов, заблокированных Страны G7. Однако замораживание активов — это не то же самое, что арест активов. В первом случае данное лицо не может распоряжаться своим имуществом, но формально оно все равно является его собственностью. В какой-то момент санкции могут быть сняты, и человек может снова получить доступ к своей собственности. Даже после многих лет ограничений шанс вернуть активы остается.
Некоторые западные чиновники высказались за то, чтобы арестовать замороженные активы и передать их Украине. Механизмы конфискации существуют давно. Например, имущество может быть конфисковано по решению суда в рамках уголовного преследования нарушителей санкционного законодательства. Однако эта процедура вряд ли применима для массового ареста имущества. Блокирующие санкции являются политической мерой и не требуют таких же доказательств вины, как предполагает уголовный процесс. Иными словами, сотни российских чиновников и предпринимателей попали в списки за поддержку спецоперации, но не совершили ни одного уголовного преступления, заслуживающего конфискации имущества. Санкции подтолкнули к поиску таких преступлений, как отмывание денег или другие незаконные операции. Но собранные таким образом средства будут сущим пустяком по сравнению с объемом замороженных активов. Для ареста и передачи замороженных активов нужен другой план.
Уникальный канадский опыт
Канада является первой страной, которая юридически внедрила механизм конфискации. Редакция 2022 г. Закон о специальных экономических мерах дает канадским властям право конфисковывать имущество, находящееся в стране, которое принадлежит иностранному государству, любому физическому или юридическому лицу в этом государстве, а также гражданину этого иностранного государства, который обычно не проживает в Канаде. Такие меры могут применяться, если «произошло серьезное нарушение международного мира и безопасности, которое привело или может привести к серьезному международному кризису». Окончательное решение принимается судьей после получения соответствующего ходатайства от соответствующего представителя органов исполнительной власти. После этого закон гласит, что власти по своему усмотрению могут принять решение о передаче доходов от конфискованного имущества в пользу иностранного государства, пострадавшего от серьезного нарушения международного мира и безопасности, на восстановление международного мира и безопасности. , а также для выплаты компенсации жертвам серьезного нарушения международного мира и безопасности, грубых нарушений прав человека или актов коррупции.
Первыми жертвами нового закона станут канадские активы компании магната Романа Абрамовича Granite Capital Holding Ltd. Согласно утверждение канадскими властями он оценивается в 26 миллионов долларов. Роман Абрамович уже в Канаде список заблокированных лиц, а это значит, что его активы заморожены и любые сделки с ним запрещены. Сейчас активы российского бизнесмена будут арестованы и, вероятно, переданы на нужды Украины. Значение относительно небольшое, но его можно использовать для приведения механизма в движение. Следующие шаги могут быть намного масштабнее.
Другие страны, вероятно, последуют примеру Канады. Соединенные штаты говорили о реализации аналогичного закона еще в апреле 2022 года, но на законодательном уровне до сих пор ничего не сделано. В ЕС процедура также не узаконена, хотя статья 15 Постановление 269/2014 обязывает государства-члены разработать правила ареста активов, полученных в результате нарушений санкционного режима. Понятие «нарушения» подлежит широкому толкованию. Например, статья 9 Регламента обязывает заблокированных российских физических лиц предоставить отчет о своих активах властям ЕС в течение 6 недель. Нарушение этого требования может рассматриваться как обход санкционных правил.
Какие выводы мы можем сделать?
На данный момент можно отметить несколько последствий инициативы канадских властей.
Во-первых, очевидно, что риски конфискации существуют, и они не дремлют. Нынешняя ситуация является тревожным сигналом для российских граждан и компаний, которые еще не попали под санкции, но владеют активами в странах Запада. Они должны понимать, что их имущество может быть арестовано, а не просто заморожено. Этот риск наверняка будут учитывать иностранные инвесторы и владельцы недвижимости в тех странах, которые рискуют стать объектами западных санкций в будущем. Сюда входят граждане Китая, Саудовской Аравии, Турции и других государств. Хотя это вряд ли вызовет массовый исход граждан этих стран и их активов из Канады и других западных государств, тревожный сигнал будет услышан.
Во-вторых, Россия, скорее всего, примет ответные меры. Западные компании стремительно выводят свои активы из России. Канадский бизнес не был широко представлен в России и до прошлого года. Однако если практика конфискации получит широкое распространение на Западе, Россия может захватить и оставшиеся на ее территории западные предприятия. До сих пор Москва осторожно относилась к замораживанию иностранной собственности. В то время как США, ЕС и другие западные страны активно блокировали российских граждан и их активы, Москва в основном ответила визовыми санкциями. Однако, если захват российских активов продолжится, это может привести к истощению терпения Кремля и заставить его принять ответные меры.
Наконец, практика конфискации меняет саму концепцию западных санкций. Последнее подразумевает, что «изменение поведения» лица, находящегося под санкциями, приведет к отмене санкций и возвращению активов. Этой концепции соответствовала практика замораживания активов. Однако идея конфискации полностью ее отрицает. На сегодняшний день санкции становятся чисто деструктивным механизмом.