Премьер-министр Японии Фумио Кисида начал 2023 год с турне по странам G7, посетив Францию, Италию, Великобританию, США и Канаду. Кисида, председательствующая в американоцентричной группе в этом году, проведет саммит в Хиросиме в мае.
В то время как многие его поездки были посвящены подготовке почвы для саммита, Кисида, в частности, подписал множество оборонных соглашений по пути, показав, как визит связан с конечной целью Японии прямо сейчас: перевооружением.
После окончания Второй мировой войны военная мощь Японии была ограничена конституцией и носила строго оборонительный характер. Страна отказалась от права решать споры путем вооруженного конфликта и исключила наличие армии или ведение войны за границей. Это наложило ограничения на расходы на оборону, но также заставило Японию полагаться на Соединенные Штаты в плане своей безопасности. Однако теперь эти ограничения почти не действуют, даже если они все еще существуют на бумаге. Токио имеет хорошо оснащенные Силы самообороны Японии, фактически являющиеся постоянной оборонительной армией, и недавно пообещал удвоить свои расходы на оборону к 2027 г. региональная гонка вооружений.
В 2022 году был убит бывший премьер-министр Синдзо Абэ. Когда он скончался, его идеи японского военного ревизионизма остались. Климат геополитической конкуренции в отношении подъема ракетно-ядерной программы Китая и Северной Кореи послужил платформой для Японии, чтобы фактически положить конец своей пацифистской эпохе. Эти изменения позволили националистической Либерально-демократической партии (ЛДП), несмотря на неблагоприятные экономические результаты на протяжении десятилетий, постоянно оставаться у власти среди своих ключевых коалиций и, таким образом, проталкивать этот ревизионизм, несмотря на сопротивление некоторых представителей японской общественности.
В то время как Соединенные Штаты всегда видели в Японии оплот своего проецирования силы в Азии, позицию, которую они укрепили во время войны в Корее, теперь они позволяют Японии «сбежать с поводка» ее послевоенных военных ограничений, надеясь, что она помощь в сдерживании Китая. Администрация Байдена разработала стратегию создания коалиций, нацеленных на Пекин, таких как, например, Quad и AUKUS. США стремятся противостоять подъему Китая, предоставляя союзникам расширенные военные возможности и мощности, которых у них раньше не было. Такие, как, например, разрешение Австралии приобретать атомные подводные лодки через AUKUS или, в данном случае, предоставление Японии свободы действий для расширения своего военного присутствия, например, строительство новых авиабаз на Окинаве.
При этом Вашингтон все больше воспринимает Японию как критически важный актив в непредвиденных обстоятельствах, связанных с Тайванем, с Китаем, поскольку территория Японии фактически находится примерно в 100 километрах к востоку от самого острова. Таким образом, Япония теперь признает остров в качестве критической переменной в своей собственной оборонной политике, потому что, если Тайвань попадет под власть материка, Япония получит военный «мат» от Китая, который впоследствии изменит баланс сил в Азии против США. Теперь ракетная часть в процессе постройки на японском острове недалеко от самого Тайваня. Хотя Токио официально не признает независимость Тайваня и сохраняет стратегическую двусмысленность в этом вопросе, его очень тесные отношения с США и тот факт, что в его конституцию в 2014 году были внесены поправки, разрешающие военные действия в защиту союзников, повышают вероятность Япония напрямую вмешивается в тайваньский конфликт.
Что примечательно, так это то, что Япония не просто обращается к Соединенным Штатам за свой собственный военный экспансионизм, но и в другие страны. Это включает в себя более глубокие отношения с Великобританией, Канадой и Австралией, среди прочих. Например, Япония будет строить «истребитель нового поколения» с Великобританией и Италией который будет включать использование ИИ. Хотя ясно, что Соединенные Штаты подталкивают своих союзников к совместной работе, чтобы попытаться сдержать Китай, с другой стороны, такие шаги также показывают, как Япония пытается восстановить свою стратегическую независимость с целью снова утвердиться в качестве военной силы. власть сама по себе, чего она не предпринимала с 1940-х годов.
Все это, однако, несет в Азии новую динамику опасности. Во-первых, в географическом регионе Северо-Восточной Азии Россия и Китай рассматривают Японию как потенциального военного противника и, вероятно, будут больше согласовываться с этой динамикой. Во-вторых, милитаризм Японии обостряет и без того напряженную ситуацию с Северной Кореей, которая, столкнувшись с более сильным Токио, заинтересована в наращивании своего ядерного и баллистического ракетного потенциала, находя для этого все больше оправданий. В-третьих, настроения антияпонского национализма в Китае возрастут, а это означает, что напряженность между ними возрастет. И, наконец, несмотря на общего союзника в лице США, что будет делать Южная Корея перед лицом все более сильной Японии? Она может чувствовать военное доминирование или изоляцию, что также заставит страну дополнительно вооружаться перед множеством вызовов. Таким образом, перевооружение Японии окажет огромное дестабилизирующее воздействие на Азию, и Вашингтон рад этому, чтобы сохранить свое влияние в регионе.